Тема:
История Русской философии.
Год сдачи в учебное заведение: 2009 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 300 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 14 стр.
Вид работы: Реферат.
Содержание:
Заданная тема реферата: История Русской философии.
Введение……………………………………………………………3
1. Русская философская мысль в «Сборнике статей о русской интеллигенции» …………………………………………………………4
2. Религиозные взгляды авторов «Вех» в соотношении с философским учением В. Соловьева ………………………………11
Заключение………………………………………………………………….14
Использованная литература …………………………………………….15
Выдержка из работы
Введение:
Русское общественное мнение возникло в начале XIX века и оформилось к середине столетия. Русское общественное мнение продолжает свое существование после 1917 года в кругу русской эмиграции. Однако способность русского народа к рациональной самооценке сформировалось только к началу XX века. Проявлением этого были «Вехи» - единственный культурный манифест русской цивилизации, единственная согласованная акция представителей русской культуры, которая отличалась новаторством, глубиной постановки задач и удивительной литературной формой.
Цель данного реферата - проследить историю философии в свете взглядов авторов сборника «Вехи».
Основная часть:
В традиционном интеллигентском сознании была ценность добра, справедливости, блага народа, братства народов, однако не было ценности национальности. Это понятие представлялось не самоценностью, а в подчинении по отношению к другим отвлеченным ценностям блага.
Все это порождало своеобразное социальное положение интеллигенции, которое можно назвать «между молотом и наковальней» и которое постоянно генерировало внутреннее напряжение, разрешавшееся время от времени в интеллигентском покаянии, в принятии на себя вины за все беды народа, в готовности на жертвы, мученичество и подвижничество.
Обратной стороной этой склонности стала искренняя вера, что именно интеллигенция спасет Россию. Вера в возможность стать спасительницей русского народа, которая всегда жила в душе интеллигенции, была критерием для всех жизненных оценок.
Авторы «Вех» считали, что пришло изменить этот критерий, при котором общепризнанным является только путь «жизни для народа». Необходимо, чтобы каждый сам определял смысл и направление своей жизни и чувствовал себя ответственным за все, что он делает. Если следовать этому принципу, полагали авторы «Вех», то возможно соединение народа и интеллигенции.
Объектом критики стала и другая черта интеллигентского сознания - нигилистический морализм. В его основе – пафос служения земным нуждам народа, идее социальной справедливости. Нигилизм, или в трактовке веховцев «жизнь в расколе с окружающей действительностью» стал порождением «раскольничьей» морали, в которой заключена идейная нетерпимость и фанатизм .
Нигилизм подчинил нравственные нормы интересам политики и революционной борьбы, целью которых было провозглашено достижение справедливого распределения.
Этот нигилистический морализм вызвал к жизни свой тип интеллигента, названный, не без сарказма, С. Франком «воинствующим монахом нигилистической религии земного благополучия». «Нигилистическая религия земного благополучия» вытеснила «правду-истину» «правдой-справедливостью». От истины потребовали стать «орудием общественного переворота, народного благополучия, людского счастья».
Истина раздвоилась на «полезную» и «вредную», философия – на «пролетарскую» и «буржуазную». А «правдоискательство» завершилось построением системы, в соответствии с которой человек стал мыслиться свободным лишь при условии освобождения от политического и экономического гнета, т.е. от «внешних форм» рабства; духовное же творчество (основание внутренней свободы) было отодвинуто на периферию общественных ценностей.
В итоге в философских построениях интеллигенции не осталось места ни для свободы, ни для личности, поскольку и свобода, и личность (ее жизнь) были подчинены целям революционной борьбы, идеям социального радикализма. Преодолеть это, по мнению авторов «Вех», было возможно только через «смирение» пере истиной, через признание ее самоценности, через освобождение духовного творчества от диктата политики.
Бескорыстное стремление к свободному интеллектуальному творчеству - вот что могло вернуть русской интеллигенции духовную свободу, а ее миросозерцанию - научную ценность.Почтение и идолопоклонство, с которыми русская интеллигениция относилась к позитивному знанию, должно уступить место «научному духу», который заинтересован в достижении объективного научного знания, свободного от всяких предвзятостей, сколь прогрессивными они ни были бы с точки зрения классовой психологии и интересов революционно дела.
Купить / скачать реферат (Получить по e-mail ознакомительную версию реферата.)
|
|