Тема:
Роль информационных технологий в формировании связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 66 стр.
Вид работы: Дипломная.
Содержание:
Заданная тема дипломной: Роль информационных технологий в формировании связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретический аспект изучения роли информационных тех-нологий в формировании связной речи старших дошкольников..........
1.1.Связная речь. Речевое развитие ребенка в норме и с речевыми на-рушениями ………………………………………………………………….
7
7
1.2.Взгляды ученых на формирование связной речи детей дошкольно-го возраста ………………………………………………………………….
17
1.3.Информационные технологии и их роль в образовательном про-цессе детского образовательного учреждения……………………………
22
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………..
28
2.1. Определение уровня развития связной речи у детей старшего до-школьного возраста с ОНР III уровня…………………………………….
28
2.2. Программа по формированию и коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня……………………….
38
2.3. Контрольный этап эксперимента и анализ полученных данных…... 47
Заключение………………………………………………………………… 50
Список использованной литературы……………………………………... 53
Приложение ………………………………………………………………... 58
Выдержка из работы
Введение
Любой человек не может жить и существовать в современном мире без общения. На каждом этапе развития человека присутствует свое обще-ние. Общение способствует не только передаче и получению информации, но и служит показателем всестороннего развития. Человек развивается, на-капливает знания, умения при помощи речи. Поэтому особо важно свое-временно и правильно работать над развитием речи ребенка, т.к. умение общаться является важным условием получения и накопления опыта и зна-ний, а соответственно всестороннего развития.
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Одним из направлений работы с такими детьми является формирование связной речи.
Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде связ-ной речи, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение лите-ратурным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловле-но прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании лич-ности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ре-бенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделен-ных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рас-суждение.
Именно поэтому в последнее время развернулись широкие исследова-ния, посвященные формированию связного рассказывания дошкольников, в которых выявляется сущность основных понятий теории логопедической ра-боты по развитию связного рассказывания, указываются способы дальнейше-го развития принципов, содержания, форм, методов данной работы (Филиче-ва Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастю-кова Е.М. и др). Большое количество научно-исследовательских работ пси-хологов и педагогов так же посвящено изучению роли информационных тех-нологий в развитии дошкольников. Однако использование информационных технологий при формировании связной речи дошкольников с ОНР не доста-точно изучен.
В психологии и медицине выделяются три уровня общего недоразви-тия речи (см.приложение). I уровень характеризуется отсутствием речи, II уровень – использованием малопонятных искаженных слов, III уровень – наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На наш взгляд адекватно будет использовать информационные технологии для формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости разработки программы развития связной речи в процессе ло-гопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР III уровня.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: определить и изучить роль информационных технологий в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить нормальное речевое развитие и речевые нарушения у старших дошкольников.
4. Проанализировать взгляды ученых на формирование связной речи де-тей дошкольного возраста.
5. Рассмотреть использование информационных технологий и их роль в образовательном процессе детского образовательного учреждения.
6. Провести экспериментальную работу с целью изучения особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать программу, направленную на формирование связной речи у детей с ОНР III уровня.
8. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование информационных технологий при развитии связной речи у детей старшего дошкольного воз-раста с ОНР значительно повышает уровень ее формирования.
В работе мы использовали следующие методы: анализ литературы, наблюдения, беседы, изучение медико-педагогической документации, кон-статирующий эксперимент.
Методологическую основу исследования составили:
• современные лингвистические представления - о языке как важнейшем средстве общения людей и познания окружающей действительности;
• положения общей, возрастной педагогики и психологии о неразрывном единстве биологических и социальных факторов, о формировании спо-собностей ребенка, в том числе творческих и языковых;
• специальной педагогики и психологии о коррекции и компенсации от-клонений в ходе специального обучения; системном и комплексном подходе к коррекции отклонений в психофизическом развитии детей;
• теории речевой деятельности - учения о порождении и понимании ре-чевой деятельности, проблем соотношения языка и сознания, речи и мышления, компенсаторной направленности обучения и воспитания.
Экспериментальное исследование осуществлялось в период с 2011 по 2012 года на базе групп детей с общим недоразвитием речи ДОУ №50 г. Лю-берцы Московской области. В процессе эксперимента было охвачено 25 де-тей с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что результаты иссле-дования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по формированию связной речи в специ-альных речевых группах детских садов. Выполненный эксперимент имеет важнейшую практическую направленность.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введе-ния, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложе-ния.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определе-ны объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа иссле-дования, а так же ее практическая значимость.
В первой главе описан теоретический анализ изучения роли информа-ционных технологий в формировании связной речи детей старшего дошко-льного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа, направ-ленная на определение особенностей формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и на разработку специализированной программы.
В заключении изложены основные выводы по работе.
Список использованной литературы состоит из 50 источников.
Важно отметить, что в процессе занятий с группой детей старались как можно больше использовать информационные технологии. В частности, де-монстрация изображений и картин проводилась при помощи проектора. По-мимо занятий в группе с каждым ребенком проводились индивидуальные за-нятия, которые состояли из занятий, в структуру которых входили компью-терные программы.
Важное значение мы отводили отбору компьютерной программы. Вы-бор компьютерной программы должен, прежде всего, зависеть от физиологи-ческих и возрастных возможностей ребенка, учитывая принцип развивающе-го обучения, и текущие педагогические задачи и интересы ребенка.
Для занятий с детьми нами было выбрано две программы:
• «Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007
• «Развитие речи. Учимся говорить правильно».
Заключение
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами была проанализирована теоретическая литература по проблеме формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием информационных технологий.
В процессе выполнения работы мы попытались рассмотреть особенно-сти связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Под связной речью понимается совокупность тематически объединенных фрагментов речи, ко-торые находятся в теснейшей взаимосвязи и представляют собой единое смысловое и структурное целое. Мы выделили такие формы связной речи, как монологическую, диалогическую и речь «про себя».
Нами были отмечены нормы речевого развития детей дошкольного возраста. Несоответствие характеристикам нормального развития речи гово-рит о наличии общего недоразвития речи ребенка. Соответственно, нормы речевого развития особо значимы для коррекционной работы с детьми с ОНР.
Мы рассмотрели взгляды различных ученых на формирование связной речи детей дошкольного возраста. Особенности развития связной речи изу-чались Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и др. В современной лингвистической литературе для характеристики связ-ной развернутой речи применяется категория «текст».
Мы проанализировали использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. В на-учной литературе отмечается роль использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях. Педагоги и психологи убедительно доказы-вают не только возможность и целесообразность применения компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Однако информационные технологии все-таки должны использоваться в сочетании с традиционными средствами воспитания и обу-чения.
Использование компьютеров при обучении дошкольников способству-ет:
• Закреплению знаний детей;
• Применению для занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них;
• развитию психических способностей, необходимых для интел-лектуальной деятельности.
Среди информационных технологий, применяемых в дошкольном об-разовании, выделяют:
• Интернет
• Развивающие программы
• Мультимедийные презентации
С целью определения и изучения роли информационных технологий в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами была разработана и проведена экспериментальная работа. В эксперименте принимало участие 25 детей с ОНР III уровня.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
• Констатирующий
• Формирующий
• Контролирующий
В ходе констатирующего этапа мы определили уровень развития связ-ной речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи методики, раз-работанной Глуховым В.П. Результаты проведенной методики показали, что в экспериментальной группе детей большинство имеют средний или недос-таточный уровень развития речи, а 8 человек из 25 имели низкий уровень развития речи.
На основании результатов констатирующего эксперимента нами была разработана и проведена программа по формированию связной речи у до-школьников с ОНР III уровня. Программа состоит из 24 занятий, направлен-ных на формирование умений пересказывать текст, составлять рассказы, на-ходить синонимы и т.д. Помимо традиционных заданий мы проводили инди-видуальные занятия с детьми при помощи развивающий, обучающих про-грамм. Мы использовали программы «Лунтик. Русский язык для малышей» и «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эти программы использова-лись как дополнительные элементы, так как они считаются вспомогательны-ми средствами в работе.
После проведения занятий с детьми нами было проведено повторное исследование сформированности связной речи у детей. При анализе резуль-татов стало очевидно, что присутствует динамика. Применение информаци-онных технологий способствует эффективному формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Поставленная нами в начале работы гипотеза нашла свое подтвержде-ние.
Список использованной литературы
1. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника /А.Г.Арушанова// Проблемы речевого развития дошколь-ников и дошкольников [текст] - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. – 640с.
2. Афанасьева, О. В. Использование ИКТ в образовательном процес-се./О.В.Афанасьева [электронный ресурс] — режим доступа: www. pedsovet.org
3. Бабина, Т.В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у дошкольников с общим недоразвитием речи /Т.В.Бабина, Н.Ю.Сафокина// «Воспитание и обучение детей с нарушениями разви-тия» [текст] - № 4 - 2002.
4. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи /Е.А.Баринова // Развитие речи учащихся : Уч. Зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. [текст] – Л., 1971. – Т. 453.
5. Борисова, В.А.Проблемы изучения речи /В.А.Борисова [текст] - М.: РАО, 1994. – 392с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / А.М.Бородич[текст] - М., 1984.
7. Буров, А.Н. Система интенсивного развития способностей./А.Н.Буров //Информатика и образование. [текст] - 1997 - № 2. С. 47-50.
8. Варченко, В.И. Структурирование учебных действий в процессе разра-ботки дидактических компьютерных игр для начальной школы. Мате-риалы VIII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Научно-методический сборник тезисов докладов. [текст] - М.:, МИФИ, 1998
9. Власова, Т.А. Каждому ребёнку – надлежащие условия воспитания и обучения./Т.А.Власова//Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. [текст] - Москва. Международная педагогическая академия, 1995. – с. 73-81
10. Вренева, Е.П.Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи / Е.П.Вренева // Логопед [текст] 2010, №5, с.46-52.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т./Л.С.Выготский [текст] - Москва. 1995. – Т. 5.
12. Гербова, В.В. Развитие речи /В.В.Гербова [текст] - М.: Просвещение, 2004. – 207с.
13. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского са-да /В.В.Гербова. [текст] - М., 1984.
14. Гербова, В.В. Речевые нарушения /В.В.Гербова [текст] - М.: Гардарика, 2006. – 490с.
15. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи./В.П.Глухов. [текст] - М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
16. Глухов, В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием /В.П.Глухов// Пробле-мы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. [текст] М., 1989.
17. Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР /В.П.Глухов// Дефектология. [текст] 1990. №6
18. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой [текст] - М.: РАО, 1997. 136 с.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников /Л.Н.Ефименкова [текст] - М., 1985
20. Жинкин, Н.И. Речь, как проводник информации/Н.И.Жинкин [текст] – М.. 1982
21. Жукова, Н. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни-ков./Н.В.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. [текст] - М., 1989.
22. Зимняя, И.А. Лингопсихология речевой деятельности./И.А.Зимняя [текст] - М., 2001.
23. Калягин, В.А. Логопсихология /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова [текст] - М.: Академия, 2007. – 343с.
24. Краузе, Е.Н. Логопедия /Е.Н.Краузе. [текст] - М, 2002.
25. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи у учащихся/Т.А.Ладыженская [текст] – М., 1975.
26. Ладыженская, Т.А. Связная речь /Т.А.Ладыженская// Методика раз-вития речи на уроках русского языка. [текст] – М., 1980.
27. Лапшин, В.А. Основы дефектологии. /В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов [текст] - Москва. Просвещение –1990. – 143 с.
28. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у де-тей/Р.Е.Левина // Специальная школа [текст]- 1967, вып. 2
29. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи /А.А.Леонтьев// Основы теории речевой деятельности. [текст] М., 1974
30. Леушина А.М. Дошкольная педагогика /А.М.Леушина, А.И. Сорокина, А.П.Усова, Ш.И.Ганелина. [текст] — М.-Л.: Гос. учебно-педагогическое издательство, 1946.
31. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недораз-вития речи у детей старшего дошкольного возраста. / Л.Р.Лизунова. [текст] – Пермь, 2005, 60 с.
32. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Под ред. Л. П. Федоренко [текст]. – М .. 1984.
33. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической груп-пе для детей с общим недоразвитием речи. /Н.В.Нищева. [текст] - СПб., 2001.
34. Полулященко И.В. Применение компьютерных технологий в логопе-дической работе будущих специалистов /И.В.Полулященко// Фунда-ментальные исследования. [текст] – 2008. – № 1 – С. 63-64
35. Рубинштейн, С. Л. К вопросу о языке, речи и мышлении /С.Л.Рубинштейн// Вопросы языкознания, [текст] 1957 - № 2. – с.42-48
36. Сарапулова, П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями /П.В.Сарапулова [электронный ресурс] – режим доступа: www.human.perm.ru.
37. Селянина, С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. /С.Ю.Селянина - Электронная газета «Инте-рактивное образование», [текст] выпуск №14, декабрь, 2008 г.
38. Слепович, Е.С. Исправление речи у детей / Е.С.Слепович [текст] - Мн.: Народная асвета, 2001. – 163с.
39. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Ф.А. Сохин. 2-е изд., испр. [текст] — М.: Про-свещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
40. Специальная педагогика./ Под ред. Н.М.Назаровой. [текст] - Москва Академ А, 2001. 400 с.
41. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней шко-ле./А.В.Текучев [текст] – М., 1986.
42. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А, Сохина. [текст] - М., 1981.
43. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи./Т.А.Ткаченко. [текст] - СПб., 1999.
44. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. /Т.А.Ткаченко [текст] - М., 2001.
45. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи /О.С.Ушакова [текст] - Мн.: Книжный дом, 2003. – 344с.
46. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием ре-чи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обу-чения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, вос-питателей детских садов, родителей /Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина [текст] - М.: Альфа, 2002.— 103 с.
47. Филичева, Т. Б. Совершенствование связной речи /Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова [текст] - М., 1994
48. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина // Дефектология. [текст] - 1985. №4.
49. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыжен-ской. [текст] -М., 1979
50. Худенко Е., Планы-конспекты логопедических занятий по формирова-нию связной устной речи у детей. /Е.Худенко, С.Шаховская, Т.Ткаченко. [текст] - М., Руссико, 1995.
Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)
|
|