15 Психологические аспекты снижения мотивации у работников железнодорожного

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Психологические аспекты снижения мотивации у работников железнодорожного транспорта


Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 69 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Психологические аспекты снижения мотивации у работников железнодорожного транспорта

Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических аспектов мотивации личности 8
1.1Определение понятий «мотив» и мотивация 8
1.2Характеристика отечественных и зарубежных представлений о мотивации трудовой деятельности 12
Глава 2. Специфика мотивации у работников железнодорожного транспорта 27
2.1Психологические аспекты профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта 27
2.2Особенности мотивации работников железнодорожного транспорта
2.3Причины снижения мотивации работников железнодорожного транспорта 31
Глава 3. Экспериментальное изучение психологических аспектов снижения мотивации работников железнодорожного транспорта 42
3.1Определение методов исследования и организация эксперимента 42
3.2Проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов 46
3.3Рекомендации по повышению мотивации работников железнодорожного транспорта 51
Выводы 60
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение 70


Выдержка из работы

Введение


Актуальность исследовани. В настоящее время проблема мотивации персонала является одной из актуальнейших и остро стоящих перед руководителями предприятий разного уровня. Неудовлетворенность трудом и условиями профессиональной деятельности, неумение руководителей повысить мотивацию работников и наладить взаимодействие с подчиненными приводит к увеличению текучести кадров и снижение эффективности всего предприятия.
Мотивация работников жеоезнодорожного транспорта является одной из наименее изученных тем. Железнодорожный транспорт является одной из базовых отраслей экономики. Его стабильное и эффективное функ¬ционирование является необходимым условием для обе¬спечения обороноспособности, национальной безопасно¬сти и целостности государства, повышения уровня жизни населения. В настоящее время железные дороги в основ¬ном удовлетворяют потребности общественного производ¬ства и населения в перевозках, однако существует ряд про¬блем, обусловленных рядом негативных факторов: прогрес¬сирующее старение основных фондов, отсутствие государ¬ственной поддержки инновационного развития отрасли, низкие тарифы на перевозку пассажиров, отсутствие дей¬ственного механизма компенсации убытков во время пре¬доставления общественных услуг и т. д.
Стратегические задачи реформирования железнодо¬рожного транспорта разрешаются внедрением новых мо¬делей управления и мотивации персоналом, которые помогут обеспе¬чить социально-экономическую привлекательность соот¬ветствующих профессий, повышение качества труда, изме¬нение принципов социальной поддержки и усиление моти¬вации труда.
Руководству организации необходимо внедрять проекты по разработке методов мотивации труда, учету результатов производственной деятельности, а также гибкую систему начислений и удержаний. Современное предприятие не мо¬жет развиваться без эффективной системы мотивации пер¬сонала, которая должна адаптироваться к изменениям вну¬тренней и внешней среды.
Мотивация - это комплекс мероприятий, повышающих личную заинтересованность сотрудника в качестве выпол¬няемых им обязанностей. Она представляет собой динами¬ческую систему взаимодействующих между собой внутрен¬них и внешних факторов, направляющих поведение чело¬века на достижение цели. Под внутренними факторами бу¬дем понимать потребности, желания, стремления, ожида¬ния, восприятия, ценностные установки и другие психоло¬гические компоненты личности, под внешними — принужде¬ние работника силой либо предоставление ему определен¬ных благ. Мотивация — это процесс побуждения себя и дру¬гих к деятельности, которая направлена на достижение лич¬ных и организационных целей. Продуманная система мотивации позво¬ляет получить максимальную отдачу от каждого сотрудника.
Пристальное внимание исследователей привлекает и мотивация деятельности, её воздействие на развитие мотивационной сферы личности. Так, мотивация деятельности стала предметом изучения Л.И. Айдаровой, В.В. Давыдова. А.К. Дусавицкого, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Н.И. Матвеенко, В.Ф. Моргуна, В.В. Репкина, Р.В. Скотаренко, Е.А. Шумилина, Д.Б. Эльконина, и др. В исследованиях А.И. Донцова, Т.Ю. Колошиной, К.М. Никиреева, В.А. Петровского освещены вопросы мотивации общественной деятельности.
Среди отечественных экономистов, значительный вклад в исследование трудовой мотивации персонала в организациях внесли: И. А. Васильев, А. И. Вишняк, А. П. Егоршин, Е. П. Ильин, А. Г. Здравомыслов, А. И. Кочеткова, В. П. Рожин, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов и др.
Несмотря на уже имеющиеся исследования по проблеме мотивации персонала, можно отметить, что недостаточно исследованными являются психологические аспекты снижения мотивации у работников железнодорожного транспорта, нет четких представлений о причинах снижения мотивации сотрудников железной дороги.
Актуальность, недостаточная изученность данного вопроса определили выбор темы нашего исследования: «Психологические аспекты снижения мотивации у работников железнодорожного транспорта».
Проблема исследования: каковы психологические аспекты снижения мотивации у работников железнодорожного транспорта?
Объектом исследования является мотивация персонала.
Предметом исследования выступают психологические аспекты снжения мотивации работников железнодорожного транспорта.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное исследование психологических аспектов снижения мотивации у работников железнодорожного транспорта.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования и представить определение понятий «мотив» и мотивация;
2.охарактеризовать отечественные и зарубежные представления о мотивации трудовой деятельности;
3.определить психологические аспекты профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта;
4.выявить особенности мотивации работников железнодорожного транспорта;
5.выяснить возможные причины снижения мотивации работников железнодорожного транспорта;
6.организовать и провести экспериментальное изучение психологических аспектов снижения мотивации работников железнодорожного транспорта;
7.рассмотреть рекомендации по повышению мотивации работников железнодорожного транспорта.
Гипотезы исследования: можно предположить, что существуют различия в мотивационной сфере работников железнодорожного транспорта с различным стажем профессиональной деятельности: у специалистов, проработавших на железной дороге более 5 лет будет выявлено доминирование внешней отрицательной мотивации, экстернальная, общежитейская мотивационная направленность личности, в то время как у молодых специалистов (работающих в на железной дороге менее 1 года) будет отмечаться внутренняя и внешняя положительная мотивация, интернальная, работая мотивационная направленность личности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили являются общефилософские принципы исторического, сравнительного, процессного, деятельностного и системного подходов к изучению трудовой мотивации и организационной культуры как сложноорганизованных и многоаспектных явлений современной экономической действительности, а так же исследования проблем трудовой мотивации таких авторов, как Дж. Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, К. Левин, А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.
Среди отечественных ученых, стоявших у истоков формирования содержательных концепций трудовой мотивации, следует назвать А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина и В. А. Ядова. Исследованию отдельных аспектов трудовой мотивации посвящены труды В. И. Ковалева, Э. Мэйо, И. П. Пономарева, Э. А. Уткина, Ч. Хэнди и др.
Определенный вклад в развитие мотивационных теорий на базе системного подхода внесли отечественные ученые Б. С. Бурыхин, В. А. Гага, Н. И. Захаров, И. В. Мишурова, Ю. П. Платонов С. Д. Резник и др.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
Понятие “мотивация”, как и “мотив”, до сих пор не имеет единого определения в научной литературе. Как пишет Р.С.Немов, термин “мотивация” используется в двояком смысле: во-первых, как обозначающий систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, интересы и др.) и, во-вторых, как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В Кратком психологическом словаре мотивация определена как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
В социальной литературе по социологии и социальной психологии ряд авторов рассматривают понятие “мотивация” как осознаваемую потребность субъекта в достижении определенных благ и желательных условий деятельности.
Железная дорога существует в России с первой трети 19 века и на сегодняшний день занимает второе место в мире по продолжительности путей. Со времени её возникновения и появилась потребность в железнодорожных работниках. Бурное развитие железнодорожных путей и транспорта за прошедшие столетия привело к созданию сложной и разветвлённой системы работы железных дорог и деятельности её сотрудников.
Без сети железных дорог, покрывшей не только территорию нашей страны, но и всю землю, немыслима жизнь современного общества. Железные дороги связывают разные государства, позволяя быстро и комфортно доставить пассажиров или грузы в самые отдалённые места. Передвижение поездом относительно безопасно, такой способ часто выбирают те, кто не рискует воспользоваться авиатранспортом, гораздо более быстрым, но и более опасным для жизни.
Железнодорожник — это название железнодорожного рабочего или служащего. Сколь сложна и многообразна работа железных дорог, столько различных профессий объединяет это название.
Заключение

Оптимизирвав опыт исслдеователей, занимавшихся рассмотрением мотивации трудовой деятельности, было выявалено, что в настоящее время отсутствует единый подход к трактовке понятия «мотивация», а, следовательно, к определению ее значения, функций, содержания и структуры.
Понятия «мотив», «мотивация» являются трудноопределяемыми терминами, а соответствующие им психологические феномены относятся к числу наиболее трудно изучаемых. Однако термин «мотивация» (в каких бы сферах он не применялся), как правило, призван ответить на вопрос «почему (или для чего) происходит то или иное явление, действие?»
Разные исследователи вносят в понятия «мотив» и «мотивация» неодинаковое содержание. Так, Ж. Годфруа (1994) и Х. Хекхаузен (1986) рассматривают мотивы в связи с мыслительными процессами и относят их к вспомогательным моментам в осуществлении действий.
В отечественной психологии понятие «мотив» связывается с представлениями, идеями, чувствами, переживаниями (Л. И. Божович, 1968), желаниями, привычками, мыслями (П. А. Рудик, 1967), психическими процессами, состояниями и свойствами личности (К. К. Платонов, 1986), установками (А. Маслоу, 1954) и др.
Такое многообразие смыслов, вкладываемых в понятие «мотив», «мотивация» вызвано трудностью изучения и множеством реальностей, где данный феномен имеет решающее значение.
Главным признаком мотивированного поведения человека является наличие намерения - интенции к выполнению деятельности. В зависимости от наличия или отсутствия интенции и от восприятия ее источника личность может находиться в одном из трех основных мотивационных состояний: состоянии внутренней мотивированности, внешней мотивированности или состоянии амотивации.
Практически во всех теориях мотивации обоснован состав элементов мотивации: стратегия организации, содержание работы, служебное положение и оплата труда, комфортность служебной атмосферы, самообразование и поддержка, самостоятельность, социальные контакты, надежность, организационная культура, самоутверждение и солидарность, самореализация. Все эти элементы связаны друг с другом, образуя комплекс элементов мотивации персонала, влияющих на поведение работника.
На формирование мотивов работников большое влияние оказывают ценности и ценностные ориентации, которые в свою очередь формируются в процессе воспитания и обучения работника и определяют организационную культуру.
При организации системы мотивационного воздействия на персонал, можно отметить, что любая мотивация со временем теряет свою силу, поэтому нужно разнообразить методы и приемы. Соответственно, руководитель предприятия должен знать не менее двух десятков способов мотивировать своих работников.
Среди прямых материальных стимулов можно отметить следующие:ь повышение базовой ставки; специальные надбавки; повышение в должности и зарплате; регулярные или разовые премии (за особо сложную или срочную работу); участие в прибыли фирмы (получение дивидендов) и пр.
К косвенным системам материальной мотивации относят: оплаченные отпуска, оплата периода временной нетрудоспособности, медицинское страхование, оплата транспортных расходов и др.
К моральной стимуляции можно отнести похвала, благодарность в приказе, грамота и пр. Вдохновлять персонал можно десятками способов, например публичной похвалой за каждое достижение. Не следует бояться перехвалить сотрудника за хорошую работу. Во-первых, похвалы никогда не бывает много, а, во-вторых, доброе слово в любом случае обойдется вам дешевле, чем самая маленькая премия за принесенную этим работником дополнительную прибыль.
Основными средствами мотивации труда на железнодо¬рожном транспорте могут быть следующие:
- повышение заработной платы;
-создание механизма, который обеспечит выплату ра¬ботникам вознаграждения в зависимости от реальных результатов их труда;
-стимулирование заинтересованности работников в уве¬личении эффективности производства.
Психологическими причинами снижения мотивации работников желенодорожного транспорта могут являться неудовлетворенность низкой оплатой труда, условиями работы, частыми разъездами и отсутствием дома, авторитарность или чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя; отсутствие психологической и организационной поддержки; недостаток необходимой информации; чрезмерная "сухость" и невнимание руководителя к запросам подчиненного; отсутствие обратной связи, т.е. незнание результатов своего труда; недостаточная последовательность непосредственного руководителя при решении служебных проблем, поставленных данным работником.
По данным теоретического анализа научной литературы, было организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей снижения мотивации работников железнодорожного транспорта – проводников вагоно с разным стажем работы на железной дороге.
Для проведения исследования были подобраны следующие методики:
1.Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана.
2. Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера.
3.Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир.
В исследовании принимали участие 40 работников железнодорожного транспорта – проводники вагонов, раотающие в ОАО "РЖД". Из них 20 человек со стажем более 5 лет и 20 молодых специалистов со стажем работы менее 1 года.
В результате проведения исследования было выявлено, что существуют различия в мотивационной сфере работников железнодроржного транспорта с различным стажем профессиональной деятельности: в ходе исследования было замечено, что у проводников, проработавших на железной дороге более 5 лет, выявлено доминирование внешней отрицательной мотивации, экстернальная, общежитейская мотивационная направленность личности, что может быть обусловлено неудовлетворенность профессиональной деятельностью, утслостью от постоянных переездов и недостаточно, по мнению работников, высокой заработной платой, в то время как у молодых специалистов (работающих на железной дороге менее 1 года) отмечается внутренняя и внешняя положительная мотивация, интернальная, работая мотивационная направленность личности.
Тем самым, в рамках проведенного исследования нашла подтверждение первоначальная гипотеза работы. В качестве подведения итогов работы мы сочли необходимым рассмотреть программу и рекомендации по повышению мотивации работников железнодрожного транспорта.
Итак, гипотеза исследования доказана, задачи решены и цель работы достигнута. Счиаем данную работу в рамках дипломного проекта – завершенной.



Список литературы

1. Андреева Т. В. О мотивации трудовой деятельности архитекторов (опыт лонгитюдиналь-ного исследования) //Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Новосибирск, 2005.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 2003.
3. Беляева И.Ф., Катульский Е.Д., Магун В.С. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. - М.,2004.
4. Булеев И.П. Обеспечение эффективности производства на этапе формирования рыночных отношений // Автореф. доктор. диссерт. – 2003. – 42 с.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – С.24 - 33.
6. Герчиков, В.И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях / В.И. Герчиков // ЭКО. -1996. -№6. -С.103-112.
7. Герасимов, Б.Н. Менеджмент персонала./ Б.Н.Герасимов, В.Г.Чумак, Н.Г.Яковлева. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. -448с.
8. Захаров Н., Куцын Н. Мотивация “против” стимулирования // Соц. труд. – 2001. - №11. – С.90 - 97.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.
10. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 2002. - Т. 3, № 6.
11. Кокорев В.П. Мотивация в управлении. – Барнаул, 2001. С.101.
12. Колот А.М. Мотиваця, стимулирование и оценка персонала. Научное пособие. – К.: КИЕВ, 2008. – С.8 - 15, 38 - 47.
13. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Человек и труд, 2003. - №10
14. Краткий психологический словарь. – М.: Политиздат, 2005. – С.190 - 191.
15. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002., с.68-197.
16. Магура, М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления./ М.И.Магура.//Управление персоналом.-2003.-№6.-С.22-25.
17. Максимцов М.М, Игнатьева А.В., Менеджмент, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 298 с. – с.284-286
18. Марихин С.В. Психологическая подготовленность офицеров Железнодорожных войск к деятельности в экстремальных ситуациях и особенности ее формирования : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 Москва, 2006 248 с.
19. Маслоу А. Мотивация и личность /Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 2001. - 478 с.
20. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 2002.
21. Миляева, Л. Проблемы мотивации труда на промышленных предприятиях./ Л.Миляева, С. Пьянков //Человек и труд.-2003,-№10.-с.58-61.
22. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. - Киев, 2005.
23. Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие. - М.: Просвещение. 2000. – С.219 - 221.
24. Огнев, А.С. Мотивация как инструмент управления персоналом./ А.С. Огнев //Управление персоналом.- 2003.-№6.-С.20-26.
25. Озерникова, Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений./ Т. Озерникова //Человек и труд.-2003.-№9.-С.40-44.
26. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ, М., 2004- 368с.
27. Паршина, В.С. Мотивация как элемент управления персоналом./ В.С. Паршина // Экономика железных дорог. -2003. -№12.-С. 54-60.
28. .Предыбайлов, В.Особенности трудовой мотивации работников железнодорожного транспорта./ В. Предыбайлов //РЭЖ.-1999.-№5-6.-С.58-63.
29. Подмарков В.Г. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда // Вопросы философии. - 2001. - № 5.
30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие // под общ. Ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 277.
31. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.641-648.
32. Радаев В. Хозяйственная мотивация в условиях монополизма советского типа // Вопросы экономики. – 2000. - №6. – С.53 - 61.
33. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Издательство Вершина, М., 2006.- 224с
34. Сборник основных федеральных законов о железнодорожном транспорте.-М.: Юридическая фирма "Юртранс", 2003. -192с.
35. Сначов Н.П., Пашнюк А.А., Принципы мотивации труда на железнодорожном транспорте. // Вагонный парк.2010. №3
36. Сперанский А. А., Драгункина Н. В. Оптимизация системы опла¬ты труда и материального стимулирования. — М.: Изда¬тельство «Альфа-Пресс». — 2006. — С. 192.
37. Станкин М. Алгоритм стимуляции наказания // Упр. персоналом. – 2006. - №8. – С. 22 - 80.
38. Тимошенко И., Соснин А. Мотивация личности и человеческих ресурсов. – К.: Изд-во Европейского ун-та, 2002. - С 273 - 298.
39. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента – М.: Дело, 2007. – С. 98 - 131.
40. Управление персоналом: Учебное пособие. Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М: Изд-во ПРИОР, 2001.
41. Уткин Э.А. Основа мотивационного менеджмента. – М.: Тандем, 2000. – С. 9 - 31, 64 - 110.
42. Хает Г.Л., Еськов А.Л. Управление мотивацией труда и оптимизация его среды. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2000. – С. 316 - 323.
43. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 2001.
44. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономист – 2000 - №4 – с. 51-56.
45. Человеческий фактор. /Под ред. Салвенди Г. Пер. с англ. – В 6-ти томах. – Т.1. Экономика – комплексная научно-техническая. – Гл.6. Мотивация. – М.: Мир. – 2001. – С. 268 - 297.
46. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса PDF. Учебное пособие. —СПб.: Питер, 2008. — 304 с
47. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 2001.
48. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. - М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 2001. - 304 с.
49. D.McGregor. The Human Side of Enterprise. – New York: McGregor – Hill, 1960
50. Herzberg F.I. Work and the Nature of Man - New York: Thomas V. Growell Co. – 1966.




Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)