Тема:
Понятие науки
Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 300 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 33 стр.
Вид работы: Реферат.
Содержание:
Заданная тема реферата: Понятие науки
Введение 3
1. Становление науки 4
2. Сущность понятия «наука» 6
3. Особенности и признаки науки 11
4. Научный аппарат (категории науки) 15
5. Методология науки 20
Заключение 30
Список использованных источников 32
Выдержка из работы
Современная наука обладает развитыми структурами теоретической рефлексии над собой, дифференцированными по различным уровням общности. Вторая половина XX в., в особенности последние ее десятилетия, оказались насыщенными дискуссиями, публикациями именно в области таких форм рефлексии, как науковедение, философия и методология науки. Вместе с тем развитие методологии и философии науки осуществляется в рамках разных мировых традиций теоретизирования. Поэтому и ответы на одни и те же предъявляемые науке вопросы имеют разное, а порой и противоположное содержание. Такая ситуация делает актуальным раскрытие сущностных смыслов науки с учетом особенностей способов ее существования в рамках той или иной исторически сложившейся традиции теоретизирования.
Значимость для развития современного научного познания и понимания места науки в обществе, сложность решения указанных вопросов, требуют новейших разработок в области теории сущности науки.
1. Становление науки
Наука или скорее ее результаты - определяющий фактор в истории человечества, основанные в новоевропейской цивилизации в XVI - XVII веках на фоне достижений предшественников, вводились сначала на наблюдении, а затем на эксперименте. Немецкий философ К. Ясперс выделил два этапа становления науки:
I - становление логически и методически осознанной науки - греческая наука и учреждения научного познания мира в Китае и Индии;
II - возникновение современной науки, которая основана в конце средневековья, утверждается в XVII ст. и широко развивается с XIX в.
С XVII в. начались радикальные изменении основных компонентов содержательной структуры науки, были сформированы новые принципы познания, категории и методы, что в дальнейшем получило название научной революции. Основным фактором развития науки на то время были капиталистическое производство, которое постоянно требовало новых природных ресурсов и разработки машин для повышения производительности труда, достижение рентабельности производства и преимуществ над конкурентами. Решить эти задания могла наука, которая постепенно превращалась в производительную силу общества. Соответственно была сформулирована и новая прагматическая цель науки, существенно отличалась от созерцательно-познавательного (мировоззренческого) направления.
В частности, греческая наука была созерцательной и само слово теория означает созерцание, а ее ориентация на практическое использование считалась не только излишним, но и неприличным, и такая наука признавалась не достойной внимания. Однако известна история Аристотеля с Сиракуз, который свои научные достижения использовал для обороны своего города от нападения римлян.
С XVII в. наука стала рассматриваться как способ увеличения благосостояния населения и обеспечение господства человека над природой. Декарт писал: "Возможно вместо спекулятивной философии, которая только задним числом понятийный расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущего и наступает на него, с тем, чтобы мы добыли познания о силе и воздействию огня, воды, воздуха, звезд, небесной сферы и всех других окружающих нас тел, причем это познание (элементов, стихий) будет таким же точным, как наше знание разнообразных видов деятельности наших ремесленников. Затем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти познания для той цели, для которой они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» .
Ф. Бэкон, который потратил много сил для обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы, выдвинул знаменитый афоризм: "Знание - сила". Он пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то, чтобы пытать мать-природу. Определяя задачи экспериментального исследования, он использовал слово "inquisition", что вполне определенный ряд значений - от "расследования", "следствия" до "пыток", "мучения". С помощью такой научной инквизиции раскрывались тайны природы. В российской наукографии используется термин «естественноиспытатель» - естествоиспытатель.
В основе достижений науки преимущественно является особый стиль мышления, который характеризуется двумя чертами:
1) опора на эксперимент, который ставит и проверяет результаты;
2) господство аналитического подхода, который направляет мышление на поиск простейших, неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм). Их сочетание привело к возникновению рационализма и чувственности.
методы.
Купить / скачать реферат (Получить по e-mail ознакомительную версию реферата.)
|
|