15 Роль и влияние Испании в средеземноморской политике Европейского союза

Дипломные, курсовые, рефераты на заказ в Волгограде.
Тема:

Роль и влияние Испании в средеземноморской политике Европейского союза


Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 83 стр.
Вид работы: Дипломная.

Содержание:

Заданная тема дипломной: Роль и влияние Испании в средеземноморской политике Европейского союза

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 6
1.1. Основные этапы развития средиземноморской политики стран ЕС 6
1.2 Особенности функционирования средиземноморской политики стран Евросоюза 20
1.3. Участие Испании в формировании средиземноморской политики ЕС 33
ГЛАВА II. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 39
2.1. Основные проблемы Европейского Союза в средиземном море: сущность и пути решения 39
2.2. Перспективы средиземноморского партнерства на современном этапе его развития 47
ГЛАВА III. ИСПАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ 56
3.1. Особенности средиземноморского направления во внешней политике Испании: исторический опыт и современное понимание. Влияние Испании в современном средиземноморье 56
3.2. Значение и роль Испании в средиземноморской стратегии стран Евросоюза 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78



Выдержка из работы

ВВЕДЕНИЕ

Средиземноморский регион, в настоящее время, является одним из приоритетных направлений внешней политики этого государства в частности и Европейского Союза, членом которого состоит Испания, в целом. Интерес к региону обусловлен традиционными торгово-экономическими и культурными связями, выгодным географическим положением, наличием необходимых энергоресурсов и сырьевых товаров.
В то же время, регион Средиземноморья, как, в частности, показали недавние события «арабской весны» весьма непростой. Можно утверждать, что Средиземноморье это абсолютно уникальный регион, один из важнейших центров развития человечества, «прародина» европейской цивилизации, где берут начало многие процессы, влиявшие и продолжающие влиять на судьбы всей Европы. Этот регион имеет не только важнейшее культурно-гуманитарное, но и ключевое стратегическое и геополитическое значение, поскольку он расположен между Севером и Югом, западным и исламским мирами.
В настоящее время, это узел, где сталкиваются и переплетаются глобальные, региональные и национальные интересы, своеобразный центр международной напряжённости. Именно отсюда исходят наиболее опасные вызовы принципиально нового характера, грозящие подорвать европейскую безопасность. Борьба с ними стала сегодня одним из приоритетных аспектов Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) ЕС и ключевым направлением евро-средиземноморского партнёрства (ЕСП). Можно с полной уверенностью утверждать, что именно от того будет ли в регионе мир и устойчивое развитие, зависит, в том числе, и перспективы средиземноморской интеграции. Испания, занимает свое, весьма значимое место в процессе евро-средиземноморской интеграции. Обуславливается это тем, что Испания – это крупное, в первую очередь средиземноморское государство, внешняя политика которой, в силу ряда экономических, политических, социальных и культурных факторов, является весьма значимой для всего региона Средиземноморья. Вышеизложенные факты определяют актуальность настоящей работы.
Объект настоящей работы – процессы евро-средиземноморской интеграции, предмет – роль и влияние Испании в процессе интеграции Европы и Средиземноморья.
Цель работы заключается в исследовании роли и влияния Испании в средиземноморской политике Европейского союза.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- исследовать основные этапы развития средиземноморской политики стран ЕС;
- выявить особенности функционирования средиземноморской политики стран Евросоюза;
- проанализировать основные принципы участия Испании в формировании средиземноморской политики ЕС;
- исследовать сущность и пути решения основных проблем Европейского Союза в Средиземном море.
- выявить перспективы средиземноморского партнерства на современном этапе его развития;
- изучить особенности средиземноморского направления во внешней политике Испании;
- проанализировать значение и роль Испании в средиземноморской стратегии стран Евросоюза.
Методологическая основа исследования – принцип историзма и системности, который обусловлен выбором исследуемого периода и ракурсом рассмотрения проблем с точки зрения соблюдения основных приоритетов в проведении внешней политики Испании, эволюция которой тесно связана с историческим контекстом, с трансформациями во внутренней и мировой политике.
В качестве методологической основы исследования также используется метод конкретно-исторического анализа (на основе проблемно-хронологического подхода) в сочетании с методом сравнительного и системного анализа документов испанской внешней политики с привлечением общей теории международных отношений и комплексного подхода к явлениям общественной жизни, в том числе в сфере внешней политики и дипломатии, а также системный подход к истории международных отношений.
В работе использовались различные источники, среди которых, в первую очередь необходимо выделить документы, в которых имеется определенная информация для выводов относительно поставленной проблемы. Указанные источники можно разделить на следующие группы:
- официальные документы Евросоюза формирующие его средиземноморскую политику. Среди них стоит выделить рамочную конвенцию «Евромед» , концепция «Новой средиземноморской политики» , итоговая декларация «Демократия и общее процветание в Средиземном море» , конвенция «Средиземноморская политика Европейского Союза» и др. документы ;
- Конституционные акты ;
- Иностранные новостные источники ;
- Монографии российских и зарубежных авторов (Н.Е. Аникеева , Н.А. Ворфоломеев , А.А. Волович , Н.А. Ковальский , А. Моисеев , А. Садовская , О.Е. Трофимова , П.П. Яковлев , R. Aliboni, J. Garc?a-Margallo идр.) ;
- официальные сайты ряда организаций ;
- статистические данные.
Весьма полезной для понимания специфики поставленной перед нами проблемы, оказалась монография О.Е. Трофимовой «Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции» . Фактически, это единственное в отечественной науке исследование комплексно рассматривающее эволюции средиземноморской политики ЕС.
Также отметим работы П.П. Яковлева «Испания в мировой политике» , «Внешняя политика нового правительства Испании» . В этих исследованиях автор на основании комплексного анализа широкого круга источников, раскрывает особенности современной внешней политики Испании. Эти же вопросы рассматривает исследователь Н.Е. Аникеева .
Интересные работы относительно эволюции средиземноморской политики ЕС представлены такими авторами как А.В. Мальгин, А. Садовская, Х. Фундулис. С помощью анализа их исследований нами было сформировано общее представление о современных тенденциях во внешней политике Европейского сообщества.
В целом, привлеченный круг источников представляется достаточным для решения поставленной цели и задач.


В настоящей части нашей работы, мы проанализируем особенности формирования и функционирования средиземноморской политики Европейского Союза. В первую очередь, отметим, что существовавшие традиционные торгово-экономические и культурные связи, выгодное географическое положение, наличие необходимых энергоресурсов и сырьевых товаров в странах Средиземноморья способствовали активному развитию отношений Евросоюза с ними. Их эволюция, по мнению специалистов , тесно связана с процессами интеграции в Европе.
Как известно, южно-средиземноморский регион является очень разнородным в экономическом плане, но в нем, можно выделить три основные группы стран:
– экономически наиболее развитые страны, с относительно высоким уровнем дохода на душу населения (Турция, Израиль);
- страны без значительных запасов сырья, но располагающие достаточно квалифицированной рабочей силой (к ним можно причислить Иорданию, Ливан, Марокко, Тунис, Палестинскую национальную автономию);
Но страны Южного Средиземноморья оказались менее подвержены кризисному влиянию из-за слабой интеграции в мировую экономику и низкой степени открытости финансовых рынков. Этот факт также подтвердил, что процессы интеграции двух регионов идут медленно, несмотря на усилия ЕС в этом направлении.
Уменьшилось финансирование крупных проектов, кроме энергетических, столь важных для ЕС и других стран. Но в целом, влияние кризиса на экономическое развитие южных стран-партнеров не было столь глубоким, как в странах Евросоюза и не сказалось на реализации основных направлений партнерства и обязательствах ЕС, а лишь несколько замедлило процесс осуществления политики соседства и Союза для Средиземноморья .
Гораздо большее влияние на экономическое и политическое развитие южных стран и систему отношений двух регионов оказали революции в Тунисе и Египте и волнения в других арабских странах .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными целями и с поставленными задачами, сформулируем основные выводы нашей работы.
Эволюция, средиземноморской политики Евросоюза, тесно связана с процессами интеграции в Европе. Исходя из этого, можно проследить несколько основных ее этапов – с момента создания ЕЭС в 1957 году, до южно-европейского расширения сообщества в 1985 году, с середины 1980-х до середины 1990-х годов, а также с 1995 года по настоящий момент (Барселонский процесс).
Средиземноморская политика Евросоюза в 1960-1995 гг. характеризовалась постепенным переходом от разрозненного «мозаичного» подхода к более конструктивной глобальной концепции в отношении средиземноморских стран, основанной на торговых, а позднее – и финансовых инструментах.
В этот период важное значение имели двусторонние соглашения между Сообществом и отдельными странами, предусматривающие асимметричный свободный торговый режим, а средиземноморская политика была нацелена на страны, с которыми были заключены преференциальные соглашения и соглашения об ассоциации и в первую очередь на страны Магриба. Эти договоры представляли собой низший уровень интеграции средиземноморского региона и ограничивались в основном торговлей, постепенно охватывая социально-культурные аспекты и проблемы миграции. Позднее появились новые финансово-экономические инструменты в отношениях ЕС с этим регионом.
Первое, северное, расширение ЕЭС мало повлияло на средиземноморскую политику группировки. Второе, южное, было более болезненным для стран Средиземноморья, оно как бы поделило этот регион на приоритетные страны, вступившие в Сообщество, и менее важные страны-партнеры. Это привело к снижению финансовой и технической помощи ЕЭС и усилению конкуренции в торговле текстильной и сельскохозяйственной продукцией в 80-е годы и в целом к негативным последствиям для социально-экономического развития средиземноморских стран, не являющихся членами группировки. Фактически вступление трех южно-европейских стран в Сообщество повлекло за собой ухудшение экономической стабильности Южного Средиземноморья. Более четкая концепция с единым подходом к региону, основанная на идее региональной интеграции, «экспортером» которой являлся Евросоюз, стала формироваться уже в 90-е годы. Она получила свое оформление в виде стратегии «Евро-средиземноморского партнерства» на Барселонской конференции в 1995 г.
Фактически, до Барселонской конференции, налаживание диалога в регионе не было институализировано, ограничивалось двухсторонними соглашениями между страной — членом ЕС и страной ближневосточного региона.
В 1995 году, евросредиземноморские соглашения об ассоциации заключили Европейский союз и 10 стран Южного и Восточного Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Сирия, Тунис и Турция, а также Палестинская национальная администрация. Статус наблюдателей имеют Лига арабских государств, Союз арабского Магриба, Ливия, Албания и Мавритания. Указанное соглашение содержит три «корзины»:
- политическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности, соблюдение прав человека и основных политических свобод:
- создание Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли;
- социальное и культурное взаимодействие.
Именно это соглашение и является, в настоящий момент, основой для взаимодействия ЕС и Средиземноморья.
Можно констатировать, что за последнее время (с 1995 года) произошло ощутимое повышение активности Европейского союза на средиземноморском, и в частности ближневосточном, направлении.
Новый подход Евросоюза к политике в отношении Средиземноморья, проявившийся в этот период, позволил сделать решение наиболее актуальных проблем региона одним из приоритетных аспектов Общей внешней политики и политики безопасности ЕС и ключевым направлением Евро-Средиземноморского партнёрства. Лидером этой политики является Франция, которая, однако, свое лидерство, последняя, обосновывает глубокой связью и интересами других держав, одной из которых и является Испания.
Роль Испании, в процессе евро-средиземноморского диалога, была если и не главной, но достаточно весомой. В силу своего географического и экономического положения, а также ряда социокультурных факторов, Испанское королевство, на протяжении длительного периода времени рассматривало средиземноморье как одно из приоритетных направлений своей внешней политики, акцентируя на проблемах и перспективах этого региона внимание своих партнеров по ЕС (а также других структур, в первую очередь НАТО). Отметим также, что Испания выступала (и выступает) верным союзником Франции, которая, как также было показано выше, является главным локомотивом евро-средиземноморской интеграции.
Несмотря на то, что Барселонский процесс за более чем пятнадцатилетний период своей истории сформировался как действенный инструмент реализации новой интеграционной стратегии ЕС в отношении стран южного Средиземноморья, его современное состояние, позволяет говорить о ряде специфических проблем.
В частности, система отношений двух регионов продолжает базироваться на трех традиционных элементах – политический диалог, торгово-экономические связи и оказание финансовой помощи. О каких либо более глубоких интеграционных процессах, к настоящему времени говорить не приходится, что косвенно подтверждается проникновением других стран (США, Китая и России) в считающийся исконно тяготеющим к Европе регион.
Основными причинами неэффективности всей системы этих отношений являлись:
- отсутствие объективного видения реальных проблем и нужд южных стран-партнеров и принятие основных решений на уровне ЕС без активного участия самих южно-средиземноморских стран;
- недооценка взаимозависимости экономики и политики в отношениях двух регионов, поэтому косметические реформы, проводимые в условиях авторитарных режимов, неспособных обеспечить нормальное функционирование экономики, не могли качественно изменить экономическое положение, создать новые рабочие места и повысить уровень жизни в этих странах, что привело к социальному взрыву в регионе;
- существующие разногласия между заявлениями ЕС о демократизации, политических реформах и соблюдении прав человека и его действиями, направленными на поддержку авторитарных режимов ради сохранения и гарантирования безопасности и стабильности в Южном Средиземноморье;
- недостаточное финансирование основных экономических, социально-политических проектов и демократической инфраструктуры в южно-средиземноморских странах и незначительный объем притока иностранных прямых инвестиций;
- отсутствие единых принципов и координации общей миграционной политики Евросоюза и разногласия между отдельными странами-членами при регулировании потоков мигрантов, особенно в кризисных ситуациях.
Тем не менее, несмотря на обозначенные проблемы, у евро-средиземноморского партнерства, есть реальные перспективы.
Так, среди позитивных итогов партнерства в политической области можно отметить налаживание многостороннего механизма межгосударственных консультаций и выработки согласованных решений по широкому спектру проблем безопасности в районе Средиземноморья, а также в поддержку усилий по реализации демократических реформ, формированию основ и традиций гражданского общества и т. д.
В области экономического сотрудничества отметим продвижение в формировании единого торгово-экономического пространства, в частности:
- поэтапное смягчение и снятие таможенных барьеров на пути промышленного и сельскохозяйственного экспорта в Европу странами южного Средиземноморья;
- расширение состава ассоциированных членов ЕС через заключение соответствующих соглашений об ассоциации и их обновление;
- поощрение инвестиций;
- облегчение легальной трудовой миграции;
- оказание помощи странам юга Средиземноморья в развитии ключевых отраслей национальных экономик;
- поддержка проводимых прорыночных реформ с целью профилактики банкротства местных предприятий в условиях большей открытости экономик, создания новых рабочих мест.
В социальной области успехи партнерства очевидны в процессе содействия процессу обеспечения доступности важнейших видов социальных услуг, оказанию помощи в реформе системы образования с целью снижения уровня неграмотности, повышению стандартов и качества получаемого общего и профессионального образования, усиления связи сферы профессионального образования и занятости. ЕС оказывает значительное содействие в решении острейших проблем молодежи, в том числе проблемы трудоустройства.
Перспективы дальнейшего развития Барселонского процесса, судя по достигнутым результатам и имеющимся проблемам в реализации его основных задач, в целом представляются обнадеживающими
Тем не менее, можно отметить, что взаимодополняемость и взаимозависимость двух регионов оставит страны Южного Средиземноморья в сфере экономических и политических приоритетов ЕС. Но многое будет зависеть от того, сможет и захочет ли ЕС создать качественно новую модель более равноправных отношений с южными странами-партнерами и продолжить их интеграцию во внутренний рынок Евросоюза или же ограничится «перезапуском» старых и новых инициатив с теми же целями для сохранения своего влияния в этих странах.
Перспективы развития рассматриваемого нами партнерства во многом будут зависеть от активного участия всех заинтересованных в партнерстве сторон, сближения их видения основных проблем отношений двух регионов и укрепления их интеграции.
При оценке средиземноморской политике Испании в 1990-е годы, все более очевидным становится постепенное обретение реальных очертаний схемы Средиземноморского регионального сотрудничества, создаваемой под эгидой Европейского Союза. Мадрид в этом процессе изначально играет заметную роль, превращаясь в одного из главных участников международных усилий по приданию этому региону мира большей безопасности и стабильности. В то же время, средиземноморская политика Испании, не является своего рода застывшим «клише», а активно развивается. Свое закономерное продолжение, она получила в 2000-е годы – десятилетие, которое более конкретно определило значение и роль Испании в средиземноморской стратегии стран Евросоюза.
За 2000-е годы, средиземноморская политика Испании стала играть все более значительную роль в Европейском сообществе в целом – тем самым это традиционное направление внешней политики Мадрида вышло на межгосударственный уровень. Правящие испанские круги выступали за то, чтобы сложные проблемы Средиземноморья рассматривались, в том числе в контексте вопросов безопасности, как в этом регионе, так и во всей Европе, при этом, можно констатировать, что объединенная Европа, с доводами Испании, в целом соглашалась.
Определенный спад во внешней политике Испании был спровоцирован 2008 годов, когда стало понятно, что Испания, несмотря на свою внешнеполитическую активность, все-таки является во многом периферийной державой, в этот же период проявляется ее относительная «слабость», по сравнению с лидерами ЕС – Германией и Францией.
В целом, можно предположить тот факт, что современная Испания, это крупный (но не приоритетный) «игрок» в евро-средиземноморском регионе. Внешняя политика Испании весьма прагматична и учитывает в первую очередь те направления в партнерстве с государствами Средиземноморья, которые ей выгодны экономически и политически. В то же время, это не мешает испанскому правительству, при поддержке Франции активно участвовать в «Барселонском процессе», что и определяет ее роль в средиземноморской стратегии.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. ДОКУМЕНТЫ
1. Конституция стран Европы - Конституция Испании. - М., 2006
2. GO-EuroMed The Political Economy of Governance in the Euro-Mediterranean Partnership. EU sixth framework programme EuroMed 2006. European Commission. Brussels.
3. European Union – EEAS (European External Action Service)| Documents – http://eeas.europa.eu/euromed/docs/index_eu.htm
4. “New Mediterranean Policy” was adopted by the Council of Ministers of the European Union on December 18th 1990.
5. Partnership for Democracy and Shared Prosperity in the Southern Mediterranean” COM (2011) final.
6. “Strengthening the Mediterranean Policy of the European Union. Establishing a Euro-Mediterranean Partnership.” COM (94) 427.

II. ЛИТЕРАТУРА

7. Альянс цивилизаций (трудный диалог в условиях глобализации). Отв. ред. П.П. Яковлев. - М., ИЛА РАН, 2010.
8. Аникеева Н.Е. Испания в конце XX - начале XXI века. - М.: АСТ, 2006.
9. Аникеева Н.Е. Основные направления внешней политики Испании. Автореф. дисс. докт. ист. наук. – М., 2009.
10. Биггс Э. Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней. - М.: Эсна, 2006.
11. Варфоломеев Н.А. Основные тенденции испанского законодательства в конце XX начале XXI веков // Актуальные вопросы европейского права. Сборник научных трудов. СПб: Питер, 2009.
12. Волович А.А. Евросредиземноморское партнерство: 10 лет спустя // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/13-12-05a.htm
13. Денисова Т. С. , Костелянец С. В. Политические конфликты в Средиземноморье: причины возникновения и способы урегулирования. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, № 4,- 2010.
14. Европа и Средиземноморье: проблемы южного направления. Средиземноморье Черноморье – Каспий. - М.: ИЕ РАН, 2009. – 217 с.
15. Кавешников Н. Лиссабонский договор: как меняется Европейский союз. – М.: Перспектива, 2009.
16. Ковальский Н.А. Средиземноморская политика Европейского Союза: эволюция и перспективы // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.edc.spb.ru/activities/conferences/40years/kovalsky.html
17. Котельников В. «Крепость Европа» в новую эпоху переселения народов // Космополис. - 2003. - № 4
18. Мальгин А.В. Эволюция политики Европейского Экономического Сообщества / Европейского Союза в Средиземноморском регионе, 1950-1990-е годы. Автореф. дисс. канд. полит. наук. – М., 2009.
19. Моисеев А. Национальные интересы – основа стратегии внешней политики Испании // Электронный ресурс. Режим доступа. http://interaffairs.ru/read.php?item=7756
20. Официальный сайт МИД Франции // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo_833/afrique-du-nord-mediterranee
21. Официальный сайт Евро-средиземноморского гражданского форума // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.euromedplatform.org/spip/spip.php?rubrique47
22. Садовская А. Эволюция политики Европейского Союза в отношении стран Южного Средиземноморья в 2000-ые гг. // Журнал международного права и международных отношений. - № 1. – 2009.
23. Сайт института европейских исследований Калифорнийского университета http://ies.berkeley.edu/research/AlfredTovias (Working Papers of Institute of European Studies).
24. Фундулис Х., Попов Е. Ассоциация развивающихся стран с Европейским экономическим сообществом. М., «Наука». 1978. С. 43.
25. Чемакина О.Ю. Средиземноморская политика Испании в начале XXI века // Уральский вестник международных исследований. - 2006. - В.4.
26. Трофимова О. Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. – М.: ИМЭМО РАН, 2011.
27. Яковлев П.П. Испания в мировой политике. М., ИЛА РАН, 2011.
28. Яковлев П.П. Внешняя политика нового правительства Испании // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/vneshnaja_politika_novogo_pravitelstva_ispanii_2012-04-27.htm
29. Agreement between the European Economic Community and Israel 11 May 1975, см. сайт МИД Израиля – http//:www.mfa;gov.il
30. Aliboni R. L’Unione per il Mediterraneo. Le Relazioni Euro-Mediterranee in una Prospettiva Nuova // Documenti IAI. 2009. 20 Febbraio.
31. Aliboni R. L’Iniziativa dell’Unione per il Mediterraneo: gli Aspetti Politici // Documenti IAI. 2008. 17 Febbraio.
32. Aliboni R. The Union for the Mediterrenean: an Update // Documenti IAI. 2008. July 15.
33. Beverly Crawford. The Impact of EU Enlargement on the Euromed Partnership. University of California at Berkeley (Conference on European Union European Enlargement). April 22 2005.
34. Un veto infame. – El Pa?s, 5.02.2012.
35. Hatton B. EU, Middle East Diplomats Weigh Peace Process in Portugal Talks // The Jerusalem Post. 2007. November 6.
36. Official Journal № L 265 27.09. 1978 The Cooperative Agreement between The European Economic Community and Tunisia 26 April 1976
37. Official Journal № L 264 27. 09. 1978. The Cooperative Agreement between the European Economic Community and Morocco 27 April 1976
38. Official Journal № L 263 27. 09. 1978. The Cooperative Agreement between the European Economic Community and Algeria
39. Jos? Manuel Garc?a-Margallo. La “primavera ?rabe”: una visi?n personal. – El Pa?s, 17.11.2011.

Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)