Тема:
Классицизм и реализм в российской школе
Год сдачи в учебное заведение: 2009 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 1000 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 46 стр.
Вид работы: Курсовая теория.
Содержание:
Заданная тема курсовой: Классицизм и реализм в российской школе
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие классицизма и реализма……………………………………..6
Глава 2. История развития европейской средней школы в реалистическом и классическом аспектах…………………………………………………………..10
Глава 3. Классицизм и реализм в русской школе……………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...44
Выдержка из работы
Введение:
Насколько осуществились новые речи о воспитании человека, об образовании общем и бессословном в практике русских средних школ к началу 20 века? На этот вопрос дает ответ история существенного явления в жизни русской средней школы 19 века, история общественной борьбы, возникшей по различным вопросам средней школы, с одной стороны, между различными педагогическими течениями в самом обществе, а с другой — между обществом и некоторыми представителями государственной педагогии. Один из главнейших предметов спора — состав учебного курса: должен ли он быть классическим или реальным? Этот вопрос по самому своему существу — вопрос общечеловеческий, национальности в нем затрагиваются, но сравнительно мало.
История русского классицизма подобна истории классицизма западноевропейского. Последний пережил две эпохи в своем развитии: латино-греческого образования и собственно классицизма. Первая эпоха характеризуется подчиненным положением классических знаний какому-либо другому, высшему интересу. Таково было положение классических знаний в Средние века и в Новое время до второй половины XVIII века, до неогуманизма . Древние языки, история и литература изучались тогда не сами по себе, в силу ценных свойств, заключающихся в них для развития личности, а для лучшего понимания слова Божия и творений отцов в подлинниках, для создания благочестивого настроения, способного выразиться в изящной латинской речи.
Глава 3:
В то же время была открыта широкая возможность публичного обсуждения деятельности Министерства народного просвещения. Прежде безучастное отношение общества к школьным делам миновало, общество живо интересовалось народным образованием во всех его видах и вело горячие споры о классическом и реальном образовании и о разных других сторонах строя гимназий. По распоряжению министра Головина на страницах министерского журнала стали появляться не только извлечения из журналов заседаний учебного комитета, состоящего при министерстве, но и периодические отчеты попечителей округов и ревизоров о состоянии учебных заведений; устраивались собрания учителей и публиковались результаты их совещаний.
Таким образом, в 60-х годах XIX века была намечена система среднего образования, отвечавшая и истории, и новым образовательным потребностям: гимназии с двумя древними языками, нашим Давним, веками установленным курсом; гимназии с одним латинским языком, также существовавшие у нас давно, с главных екатерининских УЧИЛИЩ, имевшие все права при Александре и Николае; гимназии, без Древних языков с новыми, реальные — новый тип гимназий, вызванный к жизни условиями развития европейского и русского общества. Правильный путь развития средней школы как раз и состоял в том, чтобы предоставить каждому ее типу отливаться в наиболее целесообразную форму, не стесняя ни учащих, ни учащихся, не закрывая доступ учащимся в высшую школу. Если бы дело было так поставлено, русская школа не переживала хаоса, а русское юношество и общество не претерпели бы столько бедствий по положению 1871 года и правильный ход развития русской средней школы был нарушен: признан был один тип средней школы — с двумя древними языками; средняя школа с одним древним языком — латинским — исчезла совсем; исчезла и реальная гимназия, превратившись в низшее по сравнению с гимназией и, реальное училище, совсем ни в каком случае не дававшее право поступать в университеты, а в специальные высшие учебные заведения допускавшее лишь с проверочным экзаменом.
Эта реформа гимназий была возвращением к старине, к нашему давнему греко-латинскому курсу. Она была бы хороша во время Екатерины II и Александра I, так как была бы непосредственным продолжением и улучшением прежних учебных курсов наших средних школ; но теперь между старой греко-латинской школой и новой классической стоял гип половинной классической школы с одним латинским языком, тип, существовавший у нас долгое время, к которому общество привыкло. С другой стороны, народился новый тип реальной гимназии без древних языков. Реформа 1871 года отнеслась отрицательно и к типу полуклассической гимназии и реальной, вместо трех типов школы она признавала лишь один. Это стесняло учащихся, не отвечало истории нашей школы и современным потребностям. А проведена была реформа с таким насилием, при таких: антипедагогических условиях, сущность классицизма была понята так схоластично и узко, что реформа скоро оказалась собственно политической, а не педагогической, созданной для обуздания, а не просвещения юношества, а потому весьма быстро возбудила всеобщее нерасположение .
Реформы гр. Д. А. Толстого произвели в среднем образовании глубокий раскол: с одной стороны стояли узко-классические гимназии, с их монополией на высшее образование; с другой — реальные училища, преследовавшие утилитарные цели. Эта система среднего образования, шедшая вразрез с коренными задачами здравой педагогики, с интересами и стремлениями общества, теперь близка к полному крушению. Причина неудачи коренится прежде всего в запоздалой попытке насадить в России классическое образование административными мерами.
Заключение:
До середины XIX века учёба в гимназии была подготовкой юношества к усвоению университетских наук. Однако по целому ряду причин классическое образование перестало полностью удовлетворять потребности общества, возникла необходимость обращения школы к реальному началу в содержании образования. Факторы, обусловившие усиление внимания к реальному образованию в отечественной гимназии, можно условно разделить на экономические, политические, научные и педагогические. Развитие капитализма в странах Европы стало оказывать всё большее влияние на политику и экономику России. Ощущалась необходимость коренной перестройки экономических отношений от "волевого", палочного к рыночному. Образовательный уровень выпускников начальной школы уже не мог удовлетворить растущие потребности промышленности. Средняя школа - классическая гимназия - никак не готовила своих учащихся к практической деятельности, как в сфере духовной, так и материальной, поскольку основной целью своей она ставила всё-таки лишь подготовку к дальнейшему образованию в высшей школе . Таким образом, постепенное наращивание экономического потенциала страны объективно требовало создание такого типа средней и высшей школы, выпускники которой имели бы достаточно высокий уровень как общего, так и специального образования для эффективной практической деятельности по дальнейшему развитию экономики, техники, промышленности и культуры.
Тенденция к практической ориентации среднего образования в России проявилась уже в 30-е - 40-е годы с появлением реального направления среднего образования. Реальные гимназии как тип учебного заведения официально был признан с 1864 по 1871, что по существу можно считать известным результатом изменения в политике государства. Существование реальных гимназий наряду с классическими не противоречило интересам ни одного из существовавших классов, сословий, социальных групп, так же позволяло учесть в содержании образования местные условия и потребности промышленности. Сторонники реализма вполне справедливо считали, что необходимо преодолеть некоторую оторванность гимназического образования от практической жизни, вооружая учащихся такими знаниями, которые кажутся полезными в их дальнейшей деятельности. Говоря в целом о положительном характере рассматриваемой тенденции, необходимо отметить, что излишняя увлечённость реализмом в содержании среднего образования могла привести к односторонности, утилитарности, даже к потерям в общем развитии молодого поколения.
Купить / скачать курсовую работу (Получить по e-mail ознакомительную версию курсовой.)
|
|