Тема:
Типология якутских традиционных украшений
Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 48 стр.
Вид работы: Дипломная.
Содержание:
Заданная тема дипломной: Типология якутских традиционных украшений
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Типы якутских традиционных украшений 9
1.1.Головные украшения 9
1.2.Нагрудно-наспинные украшения 11
1.3.Ручные украшения 16
Глава 2. Функция и семантика якутских традиционных украшений 20
2.1. Функция и семантика головных украшений 20
2.2. Функция и семантика нагрудно-наспинных украшений 28
2.3. Функция и семантика ручных украшений 33
Заключение 38
Использованная литература 41
Приложение 46
Выдержка из работы
Введение
Актуальность темы исследования. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится исследование культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, по утверждению генерального директора Юнеско М. Боу - есть составная часть наследия, необходимого для дальнейшего развития человечества. В свою очередь, исследование семиотического выражения картины мира якутов вносит вклад во взаимопонимание и толерантность отношений различных этнических культур народов России.
Традиционные украшения является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира.
Необходимость изучения картины мира, отраженная в традиционных украшениях якутов вызвана следующими причинами: во-первых, разрушение традиционного уклада жизни народа в ХХ веке, вызвали на рубеже веков ответную реакцию, а именно, инновационные процессы возрождения этнического самосознания народа, интерес к его культурному наследию и древним самобытным традициям.
Во-вторых, рассмотрение традиционных украшений якутов XVII-XIX веков через призму картины мира позволяет осознать фундаментальную значимость общечеловеческих ценностей, ни в коей мере не умаляя стремление якутского этноса сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть её особенности, в том числе и в украшениях.
В-третьих, необходимость культурологического изучения категорий, концептов, констант картины мира якутов XVII-XIX веков детерминируется, прежде всего, настоятельной потребностью выявления структурной взаимосвязи традиционного и инновационного, устойчивого и исторически изменчивого в культурно-историческом наследии якутского этноса как потенциала дальнейшего развития.
Традиционные украшения якутов - самых северных скотоводов и, одновременно самых северных ювелиров, явление уникальное и многогранное, изучение которого в историко-этнографическом аспекте представляет значительный интерес для понимания процессов культурогенеза. и некоторых вопросов этногенеза якутов. Эти проблемы до настоящего времени остаются еще во многом нерешенными.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что именно этот яркий элемент традиционной культуры, имеющий древние истоки, наиболее полно отражает этническое своеобразие традиционного костюма якутов, раскрывает традиции и художественные особенности северного ювелирного искусства. Однако нужно отметить, что до настоящего времени ювелирные украшения якутов не были в полном объеме предметом этнографических исследований. Далеко недостаточно освещены в литературе многие характерные их виды, остается неизученным ряд вопросов, связанных с традиционным костюмом, не затрагивалась также семантическая сторона якутских украшений.
Цель дипломной работы - изучение традиционных украшений якутов, их роли и места в этнокультурных традициях народа саха, попытка реконструкции традиционного комплекса якутских украшений как целостного и многофункционального явления.
Для достижения цели исследования ставились следующие основные задачи:
1.Исследовать головные украшения;
2.Расмотреть нагрудно-наспинные украшения ;
3.Рассмотерть ручные украшения;
4. Функцию и семантику головных украшений;
5. Исследовать фнкцию и семантикунагрудно-наспинных украшений;
6. Исследовать функцию и семантику ручных украшений ;
Таким образом, предметом настоящего исследования явились традиционные металлические украшения - характерный и важный элемент якутского костюма, получившие широкую популярность и развитие особенно в XIX в. В работе привлекался материал и по другим видам украшений или предметов, выполнявших функции украшений и входивших в состав традиционного комплекта (бусы, бисер, стеклярус, металлические подвески, нашивные бляшки). В работе также рассматривался ряд мелких, художественно оформленных предметов утилитарного назначения, обычно сопутствующие традиционному набору металлических украшений, которые якутами воспринимались как своеобразные украшения и аксессуары костюма (ухочистка, щипчик, огниво, игольница, кисеты и др.). Рассматривая вопросы функционирования традиционных украшений в патриархально-традиционном обществе нельзя не коснуться тех предметов, которые использовались в качестве амулетов и оберегов, т.к. традиционные украшения изначально относились к этой категории предметов. Привлечение в работе широкого круга материалов в качестве дополнительного обусловлено, прежде всего, комплексным подходом к исследованию, специфическими особенностями состава якутских украшений.
Степень разработанности проблемы. К началу XXI века накоплен огромный материал по материальной и духовной культуре различных этносов.
Темы нашего исследования касаются в основном труды, систематизирующие, обобщающие понятия «традиционная культура», «картина мира» и рассматривающие значение и роль одежды в традиционной культуре. Обобщающими трудами в сфере традиционной культуры являются исследования К. Леви-Стросса, К. Юнга, М. Элиаде1, в их трудах и трудах их последователей рассматриваются структообразующие понятия культуры, нашедшие воплощение в трудах по семиотике культуры Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и др.
Мировоззрение якутов как часть истории, материальной культуры якутов впервые появились в трудах этнографов, историков, археологов. Особый вклад внесли записи путешественников и исследователей якутской истории и культуры И. Биллингс, И.Г. Георги, А.Ф. Миддендорф, Г. Миллер, Р.К. Маак, В.Л. Серошевский, Я.И. Линденау, С.В. Ястремский, В.Ф. Трощанский, А.Е. Кулаковский, Г.В. Ксенофонтов, И.С. Гурвич, И.А. Худяков, И.В. Константинов и др.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных историков, этнографов и культурологов, в которых определены подходы и принципы изучения этнической культуры (С.Н. Артановский, С. А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.В. Иордан, Э.С. Маркарян и др.); традиционной культуры конкретных этносов России (Ф.М. Гармон, Н.В. Горбачева, Н.Б. Дашиева, Т.Д. Скрынникова и др.); работы, в которых авторы разработали классификация и функции традиционной одежды (П. Г. Богатырев, Т.В. Козлова, М.Н. Серебрякова, Н.Ф. Прыткова и др.), а также идеи культурологов и искусствоведов, рассматривающие одежду как важнейший источник изучения культуры (И.В. Богословская, Н.М. Калашникова, Р.М. Кирсанова и др.).
Исследование картины мира опиралось на работы философов историков и культурологов (А.Я.Гуревич, Г.Д. Гачев, А.Я. Флиер). Анализ одежды якутов основывается на историко-этнографических (И.В. Константинов, А.П. Окладников, Е.Д. Прокопьева, Р.С. Гаврильева и др.) и искусствоведческих (В.Х. Иванов, З.И. Иванова-Унарова, Т.П. Тишина и др.) работах. Сравнительный анализ картины мира и одежды, основывается на исследованиях тюркской, бурятской, эвенкийской, тувинской традиционной одежды (Р.Д. Бадмаева, Д.А. Николаева, М.Б. Дагданова, Д.С. Дугаров, С.Г. Дрыганова, С.Б. Самбуева, Л.В. Санжеева, М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль и др.).
Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи обусловили необходимость применения следующих методов: междисциплинарного, благодаря которому были обобщены данные этнографии, фольклористики; системно-структурного, позволившего выявить взаимосвязь картины мира и традиционной одежды; семиотического, давшего возможность проанализировать одежду не только с точки зрения этнографии, истории и искусствоведения, но и как специфический культурологический феномен; историко-сравнительный, способствующего поиску типологических параллелей в других этнических культурах, описательного.
Теоретико-эмпирическую базу дипломной работы составили: труды, монографии, статьи отечественных семиотиков, культурологов и искусствоведов, историков и этнографов, посвященные теории этнической культуры, теории и истории традиционной одежды, орнаменталистике и семантике конструктивных элементов одежды;
- архивные материалы, хранящиеся в фондах Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Национального архива республики Саха (Якутия);
-коллекции традиционной одежды, находящиеся в собраниях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (МАЭ), коллекции традиционной одежды якутов, находящиеся в собраниях Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (ЯГОМИ и КНС), Иркутского областного краеведческого музея (ИОКМ), Читинского областного краеведческого музея им. А.К.Кузнецова (ЧОКМ), Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова;
- произведения устного народного творчества, в частности якутский эпос «Олонхо».
Научная новизна дипломного исследования состоит в том, что:
- семиотическое содержание этнической культуры обосновано посредством анализа сигнификативной функции культуры и знаков традиционной одежды;
?-категории (пространство и время), концепты (земля, вода, воздух и огонь) определены как основные структурные компоненты картины мира, а специфика традиционной картины мира саха выражена в дуальном, трехчастном делении мира;
- в основании типологии традиционной одежды якутов XVII-XIX веков находится вариативность и взаимодополняемость частей комплекта.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ' ходе исследования выводы и положения открывают новые подходы к дальнейшему изучению традиционных украшений якутов и общих историко-этнографических проблем якутоведения. Некоторые результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания курса этнографии якутов, а также истории народного искусства.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В условиях современного развития общества довольно ощутимыми и все более актуальными становятся тенденции к осмыслению традиционной материальной культуры этносов. И в этом отношении особое значение приобретает исследование комплекса украшений – важной составляющей традиционного костюма. Составление типологий украшений якутов помогут затронуть широкий круг проблем, анализ которых может способствовать раскрытию содержания различных аспектов функционирования украшений, выявить архаичные пласты народного мировоззрения и мировосприятия, способствуют раскрытию закономерностей как общего, таки специфического в развитии каждой культуры.
Функция украшения имела смысловое наполнение «свой» — «чужой» и определяла родоплеменную принадлежность, «была одним из средств распознавания “своих”, обеспечивала талисманную связь со стихийными силами и могла насылать чары на неприятеля благодаря отражающим поверхностям украшения».
Можно предположить, что в определенный момент развития украшения приобретают религиозную функцию, что связано с изменением и обогащением представлений человека о мире. Якуты начинают понимать, что источник блага не в земном каждодневном существовании, а в той великой силе, которая стоит за гранью земного бытия. «Это изменение состояния приписывалось Божественному, конкретнее — духовному началу, поскольку есть все основания полагать, что именно тогда зарождается та религия, остатки которой уцелели сейчас в виде так называемого шаманизма, поскольку Духу там отведено центральное место».
Заключение
Якутские национальные украшения отличаются от украшений других народов Сибири и Дальнего Востока не только отдельными деталями, но всем комплексом (совокупностью элементов украшений для различных территорий и различных возрастных групп), характеризующим представителей этноса.
Обилие металлических украшений - характерная особенность костюма тюркских народов. В якутских украшениях можно обнаружить типичные для южносибирских и среднеазиатских украшений общие и сходные черты. Например, по общему композиционному облику и ансамблевому принципу построения многосоставного комплекта, якутские украшения весьма близки украшениям туркмен, узбеков, казахов и киргизов. В целом происхождение и формирование традиционных типов якутских украшений неразрывно связаны со сложной и длительной этнической историей ленских скотоводов, основными этапами эволюции их культуры.
В работе привлечен большой терминологический материал как по украшениям, так и из области ювелирного производства. Предпринятый анализ традиционных названий якутских украшений показал большое их разнообразие и обширный объем. Обнаруживаются близкие параллели в тюрко-монгольских языках, что свидетельствует об их древнем характере происхождения. Следует отметить, что большинство якутских названий имеет тюркскую основу. Некоторые из них в современных тюркских языках различаются лишь фонетическими особенностями.
В советское время якутские украшения преданы были забвению. Многие характерные их типы окончательно вышли из употребления. Только с 60-х годов намечаются некоторые пути возрождения местного ювелирного искусства. По новому заиграли блеск и сияние якутских серебряных украшений. В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения за исключением отдельных их видов. В основном в большом ходу несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Изделия некоторых молодых мастеров-ювелиров приобретают музейно-выставочный характер, предназначенный для показа их в качестве экспоната. Появляется особая группа современных украшений концертно-сценической направленности в несколько аляповато-эклектичном виде для участников художественной самодеятельности, из мельхиора, латуни и других дешевых цветных металлосплавов. Несмотря на это, современный период развития якутских украшений, представляет собой новую яркую страницу истории ювелирного искусства народа саха.
В ходе работы мы постарались определить функциональную значимость символики украшения в традициях якутской культуры, раскрыть взаимосвязи материального и духовного в повседневной жизни. Нами доказано, что ритуальный комплекс традиционных украшений якутов является одной из характеристик традиционного мировоззрения, символически-декоративным средством визуализации представлений якутов о трехчастном строении души человека.
Любой символ имеет множественную смысловую структуру: настолько сложную в каждом случае, насколько широко он был задействован исторически. Можно предположить, что многослойные по своей природе символы украшения и одежды запускают не только механизмы консолидации в сознании данного сообщества, но и вызывают резонанс в ряде других структур общественного сознания. Кроме того, ситуативное значение символа может в той или иной мере определять направленность национального самосознания.
На примере функционирования украшений в обрядах жизненного цикла, нами проиллюстрировано, что комплекс традиционных украшений, применяемый в ритуале, и варианты внутри структуры повседневного поведения взаимосвязаны и находят выражение в символике предметов. Украшение рассмотрено как знак отношений между социумом и внутренним миром человека, выделена специфическая роль украшений в культурно-историческом и индивидуально-художественном опыте якутов как символа этнического самосознания.
В ходе исследования определена роль символики украшений в повседневной культуре якутов. Украшение как материальный знак определяет структуру поведения индивида в повседневной жизни и является одним из механизмов поддержания традиции в системе национальной культуры, одновременно является знаком этнической идентичности.
Если учесть, что выбор тех или иных символов национальной консолидации не является актом произвольного выбора, а задается социальным контекстом и реальной национально-культурной ситуацией, то анализ структуры и динамики символов в национальном самосознании может дать существенную информацию для своевременной коррекции национальной полигики.
Якутские украшения по своим конструктивным особенностям и характеру изготовления не имеют прямых аналогий среди металлических украшений других близкородственных тюрко-монгольских народов. Это, по-видимому, объясняется особенностями формирования якутской культуры. Как известно, процесс сложения культуры ленских скотоводов протекал в условиях этнической изоляции, в большом территориальном отрыве от тюркского культурного массива. Несмотря на сложный, во многом самобытный характер развития якутских украшений, в них обнаруживается весьма значительный южный субстрат. Присутствие в их составе таких архаичных категорий как витые гривны скифского типа, проволочные серьги в виде знака вопроса, кольца с незапаянными концами, наборный пояс и другие, позволяет сделать вывод, что истоки якутских украшений уходят своими корнями в культуру ранних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Ярким свидетельством тому являются зооморфные фигуры отдельных деталей украшений, стилизованные изображения в виде коньков, которых можно рассматривать как далекий отзвук художественных традиций скифо-сибирского «звериного стиля».
Использованная литература
1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. - Уфа, 1964.
2. Алексеев H.A. Обряд посвящения в кузнецы у якутов // Из истории Якутии XVII-XIX веков. Якутск, 1966.
3. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск, 1980.
4. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX начало XX в. - Новосибирск, 1975.
5. Алтайский национальный костюм. Горно-Алтайск, 1990.
6. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. -Якутск, 1971.
7. Антонов Н.К. О якутских металлургических терминах // ж. Полярная звезда. Якутск, 1977.
8. Арангас якутского князцаМындая. // Известия Якутского отдела Госуд. Русского географического общества. Т. 3. 1928.
9. Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. У-Удэ, 1987.
10. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.
11. Байбурин А.К. Некоторые вопросы изучения объективированных форм культуры//Сб. МАЭ, 1982. Т. 38. С. 5-15.
12. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.
13. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографические изучения знаковых средств культуры. Л., 1989.
14. Березкин И.Г. Археологические и этнографические материалы отдела истории дореволюционного прошлого // Сб. научных статей ЯРКМ. Вып. 3. Якутск, 1960.
15. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (по преданиям якутов бывшего Якутского округа) // Сб. трудов НИИЯК при СНК ЯАССР (на як.языке). Вып. 4. Москва-Якутск, 1938.
16. Борозна Н.Г. Виды женских украшений народов Средней Азии и Казахстана (в связи с подготовкой историко-этнографического атласа). СЭ, 1974. № 1.
17. Борозна Н.Г. Некоторые материалы об амулетах украшениях населения Средней Азии. // Домусульманские верования и обрязы Средней Азии. -М.: Наука, 1975.
18. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX). Учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996.
19. Вактурская H.H. О серьгах средневекового городища Шерлик // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968.
20. Васильев В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов. // СМАЭ, Т. 1 (8). -Спб., 1913.
21. Васильева Г.П. Головные и накосные украшения туркменов XIX первой половины XX в. // Костюм народов Средней Азии. - М., 1979.
22. Васильева Г.П. магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды верования и культы народов Средней Азии. М.: Наука,1986.
23. Виленский В.Д. Ремесла и кустарные промыслы якутов. // Труды Якут, обл. агр. совещ. поэконом, вопросам. Якутск, 1916.
24. Гаврильева P.C. Одежда северных якутов: к проблеме взаимодействия художественных традиций в регионах контактного проживания народов Арктики. // Языки, культура и будущее народов Арктики. Якутск, 1994.
25. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы. // СЭ, 1933, № 5-6.
26. ГаЛданова Г.Р. Доламанстские верования бурят. Новосибирск: Наука,1987.
27. Георги И. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 2. СПб., 1776.
28. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья. XIV-XVIII вв. Изд. Томского университета, 1990.
29. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Учебное пособие. -Якутск, 1980.
30. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. -Якутск, 1993.
31. Гоголев З.В. Раскопки якутских могил XVII века // Труды ЯФ СОАН СССР. Вып. 1(8). Якутск, 1958.
32. Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961.
33. Григорьева A.M. О народноймедищине якутов. Якутск, 1991.
34. Гурвич А.И. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М., 1977.
35. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956.
36. Дьяконова В.П. Старинные якутские шейные украшения // СМАЭ, Т. 18. -М.-Л., 1958.
37. Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. // МИА, 1959.
38. Ефимов. Кустарные промыслы Иркутской губернии и Якутской области по сообщениям местных жителей в 1910-1911 гг. Иркутск, 1911.
39. Ефимова Е.М. К проблеме изучения картины мира / Е.М. Ефимова // Культурное пространство Восточной Сибири Монголии: материалы III международного симпозиума. Т.2. Международный симпозиум. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. – С. 262-267.
40. Ефимова Е.М. Картина мира в якутском героическом эпосе олонхо / Е.М. Ефимова // Культурное пространство Восточной Сибири Монголии: материалы международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. – С. 104-108.
41. Ефимова Е.М. Костюм невесты в контексте картины мира якутов / Е.М. Ефимова // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств – Электрон.журн. – М.: МГУКИ, 2006-.-№ гос. регистрации 0420600016. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Yefimova.pdf, свободный (0,7 п.л.).
42. Ефимова Е.М. Миф как фактор формирования личности / Е.М. Ефимова // Художественное образование и культурное развитие личности: российская научно-практическая конференция.- Якутск: РИО РНМЦ НТ и СКД им. А.Е. Кулаковского, 2002. – С. 87-88.
43. Ефимова Е.М. Семантический аспект традиционной картины мира якутов / Е.М. Ефимова // Культурное пространство Восточной Сибири Монголии: материалы международной научно-практической конференции. В 3 т. - Т.3. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2004. – С. 62-65.
44. Ефимова Е.М. Толерантность как идея изучения культуры народов Арктики / Е.М. Ефимова // Толерантность – путь к гармонии многообразия: материалы студенческой научно-практической конференции. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. – С. 28-29.
45. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят Новосибирск, 1991.
46. Заднепровская А.Ю. Магические функции украшения у народов Среднего Поволжья. // Этносемиотика ритуальных предметов. Спб., 1993.
47. Засецкая И.П. Золотые украшения гуннской эпохи. По материалам Особой кладовой Госуд. Эрмитажа. Л., 1975.
48. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. Алма-Ата, 1964.
49. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
50. Зыков Ф.М. О лировидном орнаменте якутов // Проблемы народного прикладного искусства Якутии / Сб. науч. трудов. Якутск, 1984.
51. Зыков Ф.М. Старинные якутские украшения из цветных металлов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монольских народов. -Новосибирск: Наука, 1993.
52. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск, 1976.
53. Северная библиотека школьника. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХVII – начала ХХ века). М.: Северные просторы, 2002. – 315 с.
54. Северная библиотека школьника. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХХ век). М.: Северные просторы, 2002 – 315 с.
55. Энциклопедия Якутия. Отв. Ред. Ф.Г. Сафронов. Москва, 2000. – 356 с.
56. Якутия. Историко-культурный атлас. Отв. науч. ред.В.Н. Иванов. Москва, 2007. – 872 с.
57. Якуты. В.Л. Серошевский. Москва, 1993. – 714 с.
Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)
|
|