Тема:
Социально-психологические особенности копинг поведения. Гендерный аспект
Год сдачи в учебное заведение: 2012 г.
Город в котором сдавалась учебный материал Волгоград.
Стоимость данной работы без скидки: 3500 руб. (подробнее о скидках вам раскажет менеджер по работе с клиентами)
Количество страниц: 53 стр.
Вид работы: Дипломная.
Содержание:
Заданная тема дипломной: Социально-психологические особенности копинг поведения. Гендерный аспект
Содержание
Введение 3
1. Гендерные особенности копинг-поведения в подростковом возрасте 6
1.2. Гендерные особенности стратегий копинг-поведения 12
1.3. Социально-психологическая специфика механизмов копинг-поведения у подростков разных полов 17
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
Заключение 35
Библиография 37
Приложения 41
Выдержка из работы
Введение
Стремительное развитие новейших информационных технологий, переход к постиндустриальному обществу и нестабильность социально-психологической ситуации в России с особой остротой коснулись современных детей. Особенно восприимчивыми к стрессам являются дети школьного возраста. За последнее десятилетие социальные требования, предъявляемые к современному ребенку-школьнику значительно возросли и изменились. Несмотря на прогрессивный характер развития современного общества, психологические законы развития человека остаются неизменными. В связи с этим проблема совпадающего поведения и успешной социальной адаптации человека в современном мире является весьма актуальной.
В стрессовых ситуациях психологическая адаптация человека происходит с помощью двух основных механизмов: психологической защиты и копинг-стратегий. Копинг-поведение и успешность адаптации к стрессам определяется не только спецификой проблемной ситуации, но и личностными особенностями человека, а также уровнем развития его копинг-ресурсов.
В настоящее время изучение копинг-стратегий и психологических защит становится особенно значимым, поскольку, усложняются социально-экономические, культурные, политические условия жизни, определяющие формирование и развитие личности. Особенно заметным такое влияния становится на переходных, кризисных этапах развития общества. Современный подросток оказался в ситуации социального и эмоционального дискомфорта, ему свойственна конфликтность, агрессивность, они испытывает трудности в общее со сверстниками, близкими и значимыми взрослыми. Это актуализирует изучение процесса формирования механизмов психологических защит, способствующих поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения.
Большинство психологов подчеркивают значимость копинг-стратегий как факторов адаптации подростков к стрессовым ситуациям. Дискомфорт психологического генеза нивелируется вследствие неосознанной деятельности психики с помощью механизма психологических защит. Копинг-поведение является своеобразной стратегией личности, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.
Теоретическими предпосылками нашего исследования копинг-стратегий поведения подростков являются работы Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищева, Ф.В. Бассина, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольской, P.M. Грановской и др. Стратегии совладания рассматривались такими учеными как Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота, Э. Хайма, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк.
Выбор темы исследования обусловлен еще и тем, что подростковый возраст является кризисным, он сопровождается бурными переменами, это период интенсивного воздействия эмоционального стресса и выработки путей адаптации. Половые особенности защитно-совладающего поведения изучены недостаточно, что и явилось проблемой нашего исследования.
Обозначенные актуальность и проблема стали основанием для выбора темы исследования: «Гендерные особенности копинг-поведения в подростковом возрасте». Полученные результаты позволят расширить представление о причинах, лежащих в основе их деструктивного поведения и сформулировать способы преодоления их негативных последствий.
Объект исследования – копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – гендерные особенности копинг-поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования – Выявить гендерные особенности копинг-поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность копинг-поведения;
2. Исследовать копинг-стратегий у подростков разных гендерных стереотипов;
3. Описать социально-психологические особенности копинг-поведения у подростков с разными гендерными стереотипами.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что стратегии копинг-поведения во многом обусловлены гендерными стереотипами: мальчики-подростки чаще используют эффективные стратегии совладания по отношению к трудным ситуациям, чем девочки-подростки.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков с целью формирования у них более эффективных копинг-стратегий.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение – теоретические методы; тестирование (методика способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман; методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях); качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МОУ СОШ № 1173 г. Москва. - 405 учеников 7-10-х классов (210 девочек и 195 мальчиков)
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Гендерные особенности копинг-поведения в подростковом возрасте
1.1. Копинг-механизмы как психологический феномен
В настоящее время интенсивно разрабатываются новые и бурно развиваются существующие информационные технологии и методы обучения. Роль познания и человеческих познавательных ресурсов, а также связанных с ними естественных психофизических ограничений и возможностей непрерывно возрастает. В этой связи как сами познавательные возможности и способности человека, так и их изучение приобретают все большее значение [9].
Наряду с этим укрепляется научная позиция, утверждающая центральную роль когнитивных процессов в понимании психического функционирования человека. Число исследований познавательных процессов и объем накопленных данных в этой области постоянно растут. В центре внимания психологов оказываются различные психические познавательные процессы, с помощью которых субъект получает, организует и перерабатывает поступающую информацию.
Проблема функционирования личности в динамично меняющихся условиях жизни тесно связана с понятием психологической адаптации или процессом приспособления индивида к требованиям среды, что в современной зарубежной литературе рассматривается как копинг-процесс или совладание со стрессом [41]. Процессы, направленные на преодоление стрессовых состояний, принято называть «копинг» (от англ. coping – совладание, преодоление).
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.
В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены «+», а отрицательные – «-». Их степень оценивается по семибальной шкале. порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам:
Заключение
Тенденции копинг-поведения взрослых и юношей, в целом, совпадают. Однако взрослые отличаются более разнообразным и богатым набором стратегий совладания. Нам также удалось показать, как связаны возраст и копинг у мальчиков и девочек, а кроме того, как изменяется выраженность продуктивного и непродуктивного совладающего поведения с возрастом.
В целом, представления младших подростков о содержательном наполнении процесса совладания, отражают реальность. Действительно, в ситуации стрессового напряжения влиянию наиболее подвержена эмоциональная составляющая, которая непосредственно включена в осуществление поведения, направленного на совладание с трудностью.
Полученные данные могут представлять интерес при построении программ по развитию эмоциональной компетентности личности младших подростков, в частности в ситуации совладания с трудными жизненными ситуациями. Основой для её реализации могут стать, во-первых, возрастная особенность младших подростков, проявляющаяся в важности выражения своих эмоций в процессе жизнедеятельности, во-вторых, очевидная позитивная роль эмоций в процессе конструктивной активности человека, в-третьих, важность умения использовать энергию отрицательных эмоций для осуществления целенаправленного поведения, в частности, во время возникновения стрессового напряжения.
Сопоставляя механизмы психологической защиты в группах девочек и мальчиков в период перехода от подросткового к юношескому возрасту, обнаружено, что отрицание (механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребности или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне), компенсация (стремление исправить или найти замену реальной или мнимой физической или психологической несостоятельности) и замещение (высвобождение скрытых эмоций на объектах, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали эмоции), практически в равной степени свойственны всем подросткам.
В переходный период у юношей и девушек меняется агрессивное поведение. Так девушки начинают осуждать формы прямой агрессии, мальчики – поддерживают прямую агрессию, пытаясь оправдать обидчика.
Библиография
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Проблемы теории, диагностики, терапии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980: Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 1994.- №1.- с. 3-19
4. А'уберД. Теория гендерной стратификации // Антология гендерной теории. Минск: Пропилси. 2000. С. 77 - 98.
5. Ветров В. И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами. - М., 1990.
6. Воронина О.А. Введение В гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М.. 1997.
7. Воронина О.Л. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. №4. С. 11-13.
8. Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. Материалы конференции МЦГИ, 24 - 25 января 1996 г. М., 1996.
9. Грановская Р. М. Практическая психология. – СПб., 1997
10. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты - М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
11. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (Психолингвистнческий анализ): Авторсф. дис.... канд. филол. наук. Ин-т языкознания РАН. 1996. 27 с.
12. Грошев И.В. Гендерные корреляты непосредственного поведения процесса общения // Журнал прикладной психологии. 2000. №5. С. 34 - 40.
13. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - М.: Наука. Т. 15. - 1994. - № 2. - С. 57–66.
14. Дармодехин С. А. Государственная семейная политика // Семья в России. - 1997. - № 1. -С. 9–18.
15. Джонс Ф., Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 352 с.
16. Джонсон Р.А. ОН: глубинные аспекты мужской психологии. М.. 1996. 124 с.
17. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm
18. Копинг поведение и механизмы психологической защиты.http://webcache.googleusercontent.com/search?
19. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.
20. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание – Кострома: КГУ, 2004. – 245 с.
21. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения /Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - №2. - С. 5-15.
22. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. –2005. – № 3. – С. 65-75.
23. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003. - 98 с.
24. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior » в системе понятий психологии личности // Психол. журн. –1997. –Т. 18. – № 5. – С.20.
25. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 4. – С. 5- 15.
26. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2000. – 600 с.
27. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57-63
28. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. Ss 2. С. 22 - 28.
29. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст /Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 1994. -366 с.
30. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. – 2002. – № 5, 6.
31. Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.
32. Уэст К.. Зиммерман Д. Создание гендера// Гендерные тетради. Вып. I. Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. СПб., 1997.
33. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993. http://www.psychol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_12.html
34. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256 с.
35. Харламенкова Н.Е. Психология личности http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
36. Ходырева H.B. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестник Санктпетерб. ун-та. Сер. 6. Вып. 2. С. 74 - 82.
37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи . – СПб.: Питер, 2008 - 672 с.
38. Amirkhan J. H. Criterion validity of a coping measure IIJ. Pers. Assess. 1994. Vol. 62. № 2. P. 242-261.
39. Burn Sh..\t. The Social Psychology ot'ticndcr. McGraw-Hill, 1996.
40. Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories II Journal of Consulting Psychologist 1965. Vol. 29.
41. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1984.
42. Lazarus R., Folkman S. Manual for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA, 1988.
43. Perrez М., Reicherts M. Stress, coping, and Health. A Situation-Behavior Approach. Theory, Methods, Applications. Seattle, 1992. 233 p.
44. Wiedl К. Н., Schottner В. Coping with symptoms related to schizophrenia II Schizophr. Bull. 1991. Vol. 17. № 3. P. 525-538.
45. Women's Studies Encyclopedia. New York. 1991. P. 153.
Купить / скачать дипломную (Получить по e-mail ознакомительную версию дипломной.)
|
|